Кириллу Белоусову из Санкт-Петербурга 18 лет. Он учится в специализированной школе для слепых и слабовидящих детей. Кирилл не понаслышке знает, как тяжело незрячему человеку даются простые, казалось бы, действия: дойти до магазина или сесть в нужный транспорт.
Школьник создал петицию «Сделайте навигацию от Яндекса доступной для слепых», которая собрала больше 70 000 подписей и обратила на себя внимание компании «Яндекс». Кирилл рассказал изданию «Лабиринт 42» о том, каковы результаты его обращения.
100 метров до автобуса, 7 остановок, 10 минут пешком
Кирилл Белоусов потерял зрение при рождении: родовая травма. Рассказывает: диагноз настолько длинный и сложный, что занимает полстраницы мелким шрифтом.
«Могу только сказать, что основное заболевание — дистрофия сетчатки, и это на данный момент лечить не умеют», — говорит Кирилл.
Живёт и учится парень в Санкт-Петербурге, в Красногвардейском районе. Профессионально занимается плаванием и увлекается программированием, планирует получить высшее образование в этой области.
Сто метров пешком по ровному тротуару, семь остановок на автобусе и 10 минут пешком до дома — такой маршрут Кирилл проходит каждый день. Путь привычный, поэтому для парня не составляет труда его преодолеть. У школы останавливается только один автобус, поэтому парню не приходится узнавать его номер. Но дорогой до школы и обратно жизнь Кирилла не ограничивается. Когда ему нужно выйти в «большой город», начинаются сложности.
«Мысль о создании петиции пришла после того, как я начал самостоятельно ездить по городу, начал изучать возможности различных навигаторов и навигационных программ для смартфонов. Я понял, что идеала в этой области нет. Мне долгое время нравилась навигация от Google, но она стала часто подводить на пешеходных маршрутах, и мне пришлось от неё отказаться.
Интересным вариантом стало устройство от компании Oriense, представляющее собой довольно громоздкий, но неплохой по функционалу навигатор, созданный специально для незрячих. Но у него тоже нашлись свои недостатки, главными из которых стали цена на устройство и его нестабильная работа», — рассказал нам Кирилл.
В поисках идеального навигатора парень добрался до комплекта от Яндекса — Карты, Метро и Транспорт. Идеальная связка для слепого: нашёл нужный автобус, доехал до метро, проложил маршрут до нужной станции, вышел и по навигатору дошёл пешком до нужного дома.
Кирилл поясняет: взрослые, а тем более пожилые незрячие, как правило, отрицают пользу смартфона, как навигатора, ведь «можно у людей спросить или самому послушать и понять, куда идти».
«Но я с ними не согласен категорически. Хочется быть независимым от окружающих, не просить о помощи каждую минуту. Да и в ночное время на улицах людей не так много», — объясняет автор петиции.
Навигационная тройка от Яндекса решает все три основные проблемы незрячего: «На какой автобус сесть/какой автобус приехал?», «Как добраться до нужной станции метро/в какой вагон сесть/куда повернуть при выходе из поезда, чтобы дойти до перехода или выхода?» и «Куда идти на улице/где нужный дом/где я вообще нахожусь?».
«Но при ближайшем рассмотрении приложения оказались бесполезными для незрячего из-за их крайне низкой доступности для программ экранного доступа.
Я и мои друзья написали не одно обращение в поддержку Яндекса с просьбами улучшить адаптацию их приложений для слепых, но мы были проигнорированы. И тогда, в рамках проекта «Доступная жизнь» я решил создать петицию к Яндексу и действовать не лично, а от лица всех людей, подписавших её», — рассказывает Кирилл Белоусов.
На данный момент петицию уже подписали 73 000 человек, и число подписавших продолжает расти.
«Яндекс вышел на связь»
В итоге, на данный момент уже вышла первая бета-версия приложения Яндекс.Метро с поддержкой VoiceOver для Ios, и ожидается такая же бета-версия для устройств Android. «Яндекс предъявил первые материальные результаты нашей совместной работы», — радостно сообщил Кирилл. Над картами идёт работа, а про транспорт пока речи не заходило.
«Но Яндекс вышел на связь и согласился что-то делать, что уже замечательно», — отмечает Кирилл.
По мнению парня, доступная среда в нашей стране находится на довольно низком уровне развития. «Это грустно. Но она хотя бы есть и развивается, что уже хорошо».
Кирилл рассказывает: в первую очередь, все проблемы с доступной средой исходят от незнания. Люди, которые отвечают за её развитие, не знают, что нужно незрячим, не консультируются с незрячими или консультируются с крайне малой группой слепых, которые, зачастую, не могут правильно объяснить некоторые вещи, считает Кирилл.
«Ну и, конечно же, наш русский менталитет портит многое. К примеру, были выделены деньги на оборудование остановки рядом с моей школой специальным устройством, которое при нажатии кнопки должно называть маршруты автобусов. Однако устройство смонтировали неправильно, из-за чего оно не работает.
Приехали люди, сделали красивые фотографии на фоне устройства, написали, что для незрячих делается всё, что только возможно. А теперь прибор не работает, а обращения игнорируются.
С доступностью мобильных приложений всё ещё веселее. Нет закона, регулирующего этот аспект мобильной разработки. В итоге доступность остаётся на совести разработчика.
И если мелкие компании зачастую реагируют на обращения, то гиганты вроде mail.ru, vk, yandex, google игнорируют запросы или отмахиваются пустыми обещаниями», — рассказывает Кирилл.
Доступность приложений вне закона
Сегодня законодательство России никак не регулирует мобильные приложения с точки зрения доступности. То есть, по сути, удобство приложений для людей с ограниченными возможностями здоровья остаётся на совести разработчиков. Захотят — подумают о людях с инвалидностью, не захотят — ничего им за это не будет.
Однако есть государственный стандарт«Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению» от 2012 года. Но и он сегодня не является обязательным для исполнения.
Кирилл Белоусов также рассказал, что «Яндекс» предложил ему поучаствовать в тестировании геосервисов для слабовидящих. Петиция молодого жителя Санкт-Петербурга вызвала интерес и реакцию как общественности, так и крупных компаний, а это значит, что подобные инициативы не бесполезны.