По данным Минтруда, уровень трудоустройства инвалидов на 1 января 2016 года едва превысил сорок процентов от численности обратившихся в службы занятости. Эксперты более пессимистичны: в России, по их информации, работу имеют не более двадцати процентов людей с ограниченными возможностями. О том, что мешает трудоустройству инвалидов и как создать для них комфортные условия на производстве, говорили депутаты, сенаторы и представители общественных организаций людей с инвалидностью в пресс-центре «Парламентской газеты».
Без господдержки предприятия, использующие труд инвалидов, не выживут
25 марта в Санкт-Петербурге прошёл форум «Социальная политика» «Единой России». Одна из четырёх его площадок была посвящена проблемам людей с ограниченными физическими возможностями, рассказала первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Людмила Косткина. «Главной темой дискуссии стала реализация программы «Доступная среда». В регионах она идёт полным ходом, однако есть закономерность: чем больше делаешь, тем больше возникает вопросов, в частности, по реабилитации, адаптации инвалидов, или абилитации, системе сопровождения. В законодательстве у нас не хватает норм по сопровождению людей с ограниченными возможностями в обучении, есть вопросы по сопровождению в трудоустройстве и даже в проживании», — перечислила круг проблем Косткина. И если с образованием детей с инвалидностью трудностей меньше — есть и инклюзивное, и дистанционное, и коррекционное образование, то с дальнейшим трудоустройством дело обстоит намного хуже. Среди выпускников специализированных учреждений порядка двадцати процентов не могут найти работу, констатировала сенатор. Сегодня работоспособность гражданина и его потребность в соцзащите, в том числе реабилитации, определяет медико-социальная экспертиза (МСЭ). На основе оценки ограничений жизнедеятельности группа экспертов разрабатывает Индивидуальную программу реабилитации инвалида (ИПР), которая включает в себя, помимо прочего, сведения о профориентации. «Смотрите, что получается: эти ИПР просто попадают на стол в службу занятости. Но что дальше делать, как человеку искать работу? Пока эта система развита слабо», — посетовала Людмила Косткина.
Конечно, и у работодателя должны быть стимулы в приёме на работу сотрудников с ограниченными возможностями. Сейчас заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до пятнадцати процентов при осуществлении закупок, напомнила парламентарий. «Но этого явно недостаточно, — говорит член Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, вице-президент Всероссийского общества слепых (ВОС) Владимир Вшивцев. — Мы предлагаем установить преференцию на уровне пятнадцати процентов, а не до пятнадцати процентов, как сейчас. Кроме того, нужна нулевая ставка НДС. Должно быть понимание: без господдержки предприятия, использующие труд инвалидов, работать не будут».
Проблемы инвалидов нельзя решать без их участия
Самое важное сегодня — понять, что проблемами, с которыми сталкиваются люди с ограниченными возможностями, нельзя заниматься без их непосредственного участия, говорят эксперты. Во-первых, это нарушение закона «О социальной защите инвалидов», где чётко говорится, что представители общественных объединений должны участвовать при обсуждении проектов профильных решений. Во-вторых, без учёта их мнения законодатели часто совершают существенные ошибки. «К примеру, в СМИ широко обсуждается история с Центром реабилитации слепых, финансирование которого фактически прекратилось в январе этого года, — отмечает депутат Владимир Вшивцев. — Даже те деньги, которые предусмотрены бюджетом РФ, центры сейчас получить не могут. Происходит это потому, что приказ Минфина №213н о сопровождении госконтрактов прошёл апробацию через Минюст только в марте, тогда как бюджетный процесс начался в январе. В результате соглашения не заключены, а реально предусмотренных в бюджете денег люди получить не могут». Эта проблема возникла из-за того, что на обсуждение не пригласили представителей организаций инвалидов, подчеркнул он.
Эксперты также сталкиваются с тем, что при разработке «дорожных карт» министерства и ведомства не до конца понимают проблемы инвалидов и то, как обеспечить им необходимое. «К примеру, не везде есть понимание, что инвалидам нужны не только пандусы, но и, допустим, условия для незрячих, — делится опытом советник председателя Всероссийского общества инвалидов Евгений Бухаров. — Порой создать условия для незрячего может быть тяжелее, чем для инвалида-опорника. Поэтому мы считаем, что сотрудники министерств должны быть хорошо подготовлены в вопросах обеспечения доступной среды».
Есть в регионах и другие проблемы: межведомственное взаимодействие по обеспечению доступной среды только начинает создаваться, отмечает член Комитета Совета Федерации по социальной политике Эдуард Исаков. Разработаны «дорожные карты» по созданию безбарьерной среды в образовании, здравоохранении, на транспорте. «Но многое зависит и от руководителей регионов, от их чуткости к проблемам инвалидов. Часть регионов показывает определённые успехи в этой сфере — это Москва, Московская область, ХМАО, Татарстан. В других субъектах финансирование нулевое, а без средств реализация доступной среды невозможна», — сообщил сенатор.
Трудоустройству инвалидов поможет либерализация законодательства
Только в прошлом году для трудоустройства граждан с ограниченными физическими возможностями было создано более четырнадцати тысяч рабочих мест. Кроме того, по информации Минтруда, стимулировать работодателей в приёме инвалидов планируется с помощью возмещения затрат, связанных с их сопровождением и адаптацией на рабочем месте. «Кроме того, объём поддержки общероссийских общественных организаций инвалидов вырос в три раза — с пятисот миллионов в 2006 году до полутора миллиардов рублей в 2015 и 2016 годах», — подчеркнул глава ведомства Максим Топилин. Эксперты, однако, настаивают на необходимости либерализации законодательства в вопросах найма людей с инвалидностью. «Сейчас мы сталкиваемся с большим числом ситуаций, когда работодатель, желающий принять к себе инвалидов, отказывается от этой идеи из-за большого числа организационных и финансовых рисков», — объясняет руководитель программ трудоустройства людей с инвалидностью РООИ «Перспектива» Михаил Новиков. К примеру, один крупный российский банк хотел оформить на постоянную работу незрячего молодого человека после стажировки, но столкнулся с трудновыполнимыми условиями по организации его рабочего места. «Везде должны быть рельефные направляющие, особые требования к освещению, что, кстати, для незрячего человека вообще непринципиально, однако норма эта едина для трудоустройства всех людей с инвалидностью. Проанализировав эти требования, парню отказали в работе, хотя он подходил им как специалист», — рассказал эксперт.
Чтобы переломить ситуацию, у работодателя должна быть уверенность в том, что требования к оснащению мест для инвалидов не станут для него серьёзным препятствием, что государство всячески поощряет таких работодателей. Нужно и более активное вовлечение некоммерческого сектора в трудоустройство людей с инвалидностью, причём это касается и сопровождения инвалидов в ходе рабочего процесса. «Например, наша организация не создаёт рабочие места, но помогает людям с ограниченными возможностями найти себя на рынке труда. Кстати, вакансий для инвалидов в кризис меньше не стало, показатели по трудоустройству даже растут, — говорит Михаил Новиков. — Мы, правда, не совсем понимаем складывающуюся тенденцию: сейчас всё больше становится вакансий на административную, офисную работу и совсем мало запросов на трудоустройство в производственную сферу».
Ориентироваться можно и на советский опыт: во времена СССР только по линии Общества слепых работало 208 предприятий, на которых трудилось более 156 тысяч человек, из них 80 тысяч инвалидов. Финансовые возможности организации позволяли в конце года передавать огромные средства в бюджет, напоминает депутат Владимир Вшивцев. «Нужно использовать возможности предприятий всероссийских общественных организаций инвалидов. Только ВОС имеет 157 предприятий, мы выпускаем большое количество продукции», — говорит он. В кризис такие предприятия ещё больше рассчитывают на государство: именно оно остаётся основным заказчиком и обеспечивает гарантированные рабочие места.
Источник: Парламентская газета