Даже потеряв ногу, Иван Колдышев остается опорой и главным добытчиком своей семьи. Его история – не только пример личного мужества, но также иллюстрация к тому, как в Кузбассе реализуется новая система возвращения к труду и привычной жизни людей, пострадавших в результате тяжелого несчастного случая на производстве.
Другая жизнь
…В тот злосчастный ноябрьский день 2014 года электрогазосварщик цеха ремонта капитальных сетей ОАО «КемВод» Иван Колдышев поскользнулся на рабочем месте. В результате его штанину, а потом и ногу затянуло во фрезерный станок. Говоря медицинским языком, произошла «травматическая ампутация голени». И хотя пострадавшего быстро доставили в больницу, можно представить обрушившуюся на него лавину чувств. Только что был крепким и хорошо зарабатывающим мужиком – и вдруг стал инвалидом… А дома двое маленьких детей, жена-медсестра в декретном отпуске и ежемесячные выплаты по ипотеке…
Даже неполного комплекта таких «вводных» достаточно, чтобы человек впал в депрессию. Но Иван утверждает, что черные мысли не успели посетить его вообще: «Да, я понимал, что лишился ноги. Но в живых-то остался! И опасений по поводу утраты рабочего места не было. Я не сомневался, что коллектив не бросит меня в беде».
Основания для такой уверенности были. Сразу после ЧП специалисты по охране труда отправились к Ивану домой: надо было сообщить жене тяжелую весть и поддержать ее, успокоить… А самого пострадавшего навестили в больнице ребята со смены и представитель администрации «КемВода». Они рассказали, что уже принято решение после выписки перевести его на должность инженерно-технического работника с широким спектром обязанностей и адекватной зарплатой. Еще коллеги скинулись, кто сколько смог, и помогли семье Колдышевых погасить финансовые обязательства перед всеми их кредиторами…
«Реальный инструмент для решения подобных проблем, позволяющий администрации выстраивать честные отношения с коллективом, прописан в колдоговоре предприятия, – прокомментирует позже гендиректор ОАО «Кемвод» Сергей Соловьев. – Это не избирательный подход, а налаженная система. Три месяца назад другому нашему сотруднику, тоже отцу малолетних детей, из-за болезни ампутировали ступню. Его мы также обеспечили рабочим местом».
Олег Краснов, главврач ГКБ №3 им. М.А. Подгорбунского, г.Кемерово:
– Когда поступает пациент, чья травма была квалифицирована как тяжелая, его лечение оплачивает Фонд социального страхования – в полном объеме оказанной помощи. Лечение травмы средней тяжести, переломов трубчатых костей, например, или внутрисуставных переломов проходит в рамках системы обязательного медицинского страхования. На наш взгляд, это несколько ограничивает возможности таких пациентов в получении высокотехнологичной помощи в части использования более дорогих имплантов, протезов…
Что касается Ивана, специалисты Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования РФ (ФСС РФ) позаботились о том, чтобы сразу после лечения перевести его на этап реабилитации в санаторий «Топаз». Там с ним начал работать психолог. Затем Колдышев получил направление в новокузнецкий НИИ реабилитации инвалидов, где ему изготовили лечебно-тренировочный протез. Соцстрах обеспечил его ортопедической обувью, тростью, костылями. В июле 2015-го в качестве средства реабилитации Ивану передали автомобиль «Лада-Гранта» с роботизированной коробкой передач.
Сегодня он продолжает трудиться в родном цехе – специалистом по логистике. Ежедневно ведет учет трудозатрат всех членов коллектива, насчитывающего до сотни человек, рассчитывает количество необходимых для ремонта расходных материалов, следит за своевременной заменой спецодежды… Параллельно учится на факультете машиностроения в КузГТУ на инженера сварочного оборудования (восстановиться в вузе помог Фонд соцстраха). А еще занимается футболом и плаванием в секции известного в Кузбассе тренера инвалидов-ампутантов Светланы Поповой.
В ближайшее время Ивану предстоит визит на «Новокузнецкое протезно-ортопедическое предприятие»: здесь взамен тренировочного протеза ему изготовят постоянный бионический протез голени. Изделия такого класса имеют специальный карбоновый модуль в пятке и дают большую степень свободы при ходьбе, делая хромоту практически незаметной.
История Ивана на 100% укладывается в модель пилотного проекта по совершенствованию комплексной (медицинской, психологической, социальной и профессиональной) реабилитации пострадавших на производстве, которая реализуется в Кузбассе с января 2015 года.
Смена приоритетов
Данный проект апробируется сегодня в 16 регионах России. Но Кемеровская область вступила в него первой: у нас самая высокая концентрация промышленных производств, каждый третий работающий занят во вредных и опасных условиях труда, и, как следствие, мы имеем самый высокий в стране уровень производственного травматизма. Ежегодно регистрируется порядка 2200 несчастных случаев на производстве, и каждый десятый из них – из категории тяжелых.
«За пять лет уровень производственного травматизма в области сократился в два раза, – уточняет управляющая Кузбасским региональным отделением ФСС РФ Людмила Бабичук. – Но и этот показатель вдвое превышает среднероссийский…»
Раньше фонд лишь участвовал в расследовании несчастного случая, оплачивал лечение работника за весь период временной нетрудоспособности и выделял средства на его реабилитацию. В основном речь шла о поздней реабилитации, когда на МСЭ работнику уже определяли инвалидность и составляли для него индивидуальную программу восстановления, включая обеспечение памперсами, костылями, инвалидной коляской… Ежегодно в Кузбассе Фонд соцстраха перечислял на эти цели более одного миллиарда рублей. Но колоссальные средства позволяли пострадавшим лишь частично вернуть прежнее качество жизни и в редких случаях – вернуться к труду.
В пилотном проекте акцент сделан на раннюю реабилитацию, которая должна начинаться сразу после несчастного случая и быть комплексной.
Главным звеном новой системы назначили реабилитационных менеджеров Фонда соцстраха, поручив им буквально «за руку» сопровождать пострадавших на производстве на всех этапах восстановления. После травмы работника, как правило, доставляют в ближайшую больницу, где ему оказывают первую помощь, но далеко не всегда могут применить высокотехнологичные методы лечения. Задача менеджера – проследить, чтобы пациента вовремя перевели в клинику более высокого уровня. Поддержать семью, привлечь, если нужно, психологов, помочь урегулировать застопорившиеся платежи по кредитам, отстоять социальные и трудовые права человека (пример «Кемвода», увы, скорее исключение из правил)…
С января текущего года кузбасские реабилитационные менеджеры вели 183 пострадавших на предприятиях области. К настоящему моменту 86 случаев реабилитации уже завершены, 60 человек из этой группы вернулись к труду. Что составило 70% возврата при плане не менее 55%. Среди вновь вышедших на работу – шестеро, перенесших очень тяжелые травмы.
– Служба занятости заинтересована в распространении действия этого проекта на другие категории населения. Я говорю о лицах, имеющих медицинские ограничения к трудовой деятельности, но при этом не являющихся инвалидами. Сегодня они гораздо менее конкурентоспособны на рынке труда. Для инвалидов действуют меры господдержки: предусмотрено их преимущественное право на профессиональное обучение, организация их временной занятости, стимулирование работодателей в части создания специальных рабочих мест для инвалидов… А тот, кто просто имеет какие-то проблемы со здоровьем, может претендовать на трудоустройство только в общем порядке. За десять месяцев 2015 года в службу занятости обратилось 423 человека из данной категории. И лишь 64 из них удалось трудоустроить.
Смогли мы – смогут и остальные!
Кузбасский опыт оказался настолько впечатляющим, что познакомиться с ним поближе к нам прибыли представители головного аппарата ФСС РФ и журналисты федеральных СМИ.
«Модель, работающая в таком непростом регионе, как ваш, заработает и в любом другом, менее проблемном, – подвел итог совещания в администрации области зампредседателя фонда Сергей Алещенко. – Начавшаяся реформа системы социального страхования нацелена на то, чтобы до максимально возможного уровня восстановить здоровье и трудоспособность людей и помочь им сохранить материальную независимость. На государственном уровне это позволит сберечь для страны экономически активное население, что особенно актуально в условиях всеобщего постарения. И, кстати, предварительные расчеты показывают, что реализация пилотного проекта не выходит за рамки бюджета фонда. Вкладывая большие средства в первичную реабилитацию, в последующем мы экономим на ежемесячных выплатах пострадавшим».
Пожалуй, это один из немногих примеров, когда государственная экономия на 100% совпадает с интересами людей, на которых таким образом «экономят».
Валентина Акимова.
Источник: Кузбасс