«Мой ребёнок не говорит». Интервью с логопедом и нейропсихологом

Каждый родитель с нетерпением ждёт от своего ребёнка первые «мама» и «папа» и переживает, если малыш не торопится говорить. В чём могут быть причины задержки речевого развития (ЗРР), к каким специалистам обращаться и чем помочь ребёнку? «Лабиринт 42» поговорил с опытным дипломированным логопедом и сертифицированным нейропсихологом Екатериной Плетневой. У Екатерины 15-летний стаж работы, она является создателем авторской методики запуска речи и успешно внедряет новые методы коррекции на практике.


«Мой ребёнок не говорит». Интервью с логопедом и нейропсихологомРебёнок не говорит: как отличить реальную проблему от особенностей характера и темперамента?

Каким бы ни был характер ребёнка, основным средством коммуникации была и остаётся речь. Малыш молчаливый и замкнутый по типу темперамента или характера, так или иначе в определённых и важных для него ситуациях использует речь. Малыши с задержкой речевого развития молчат всегда, используя вместо речи жесты, эмоциональные гиперреакции: плач, крики, улыбки, смех.

В каком возрасте, в среднем, ребёнок должен начинать складывать слова во фразы и предложения?

Ребёнку от года и до двухлетнего возраста подвластны слова и примитивные фразы, ребёнок трёх лет справляется с предложениями. Но! Формирование предложений до трёх с половиной лет является вариантом нормы, так как все дети разные, и развитие высших психических функций идёт волнообразно и индивидуально.

Что делать при подозрении задержки речи у ребёнка? К каким специалистам обратиться в первую очередь?

При подозрении на задержку речевого развития рекомендовано обращение к неврологу и логопеду. Невролог, по показаниям, воздействует на кору головного мозга препаратами, налаживающими нейронные связи, а логопед воздействует на периферию, непосредственно на артикуляционный аппарат. А также осуществляет работу, опираясь на сохранные психические функции, – память, внимание, мышление, восприятие, воображение, дабы помочь формированию речи.

Чем могут родители помочь своему ребёнку в освоении речи? Как общаться с малышом, чтобы подтолкнуть его к освоению речи?

В первую очередь, родитель должен скорректировать своё поведение, а именно: сопровождать любые действия речью, то есть проговаривание, беседы с малышом, больше давать ребёнку самостоятельности и чаще быть «ленивым и непонимающим» родителем в хорошем смысле слова. Тем самым, родители подталкивают ребёнка к самостоятельной речи и социализации. Также крохе поможет выполнение артикуляционной и пальчиковой гимнастики, игры на развитие психических процессов.

При каких заболеваниях у ребёнка могут быть проблемы с освоением речи?

Нарушения формирования речи, а именно задержка речевого и психоречевого развития, как правило, бывает, если у ребёнка есть поражения центральной нервной системы. Это не выделяется в отдельное заболевание, не имеет названия, но, тем не менее, может определяться даже в раннем возрасте. Так, тяжёлые роды могут повлиять на то, как в дальнейшем будет развиваться речь ребёнка. Осложнения после прививки иногда становятся причиной ЗРР: высокая температура и судороги могут стать провоцирующим фактором. Повторюсь, это не отдельное заболевание, это воздействие на центральную нервную систему.

Высшая психическая функция – это речь. Соответственно, если страдает кора головного мозга, возникают проблемы с речевым развитием.

Практически все заболевания опорно-двигательного аппарата у малышей ведут к задержке речевого развития. Потому что всё, что связано с артикуляторной мелкой моторикой так или иначе связано и с общей моторикой. Если есть нарушения в общей моторике, то они будут и в пальчиковой, и в артикуляции. Одно связано с другим и может провоцировать ЗРР. Есть целый ряд факторов, которые могут повлиять на задержку речевого развития.

Есть мнение, что ребёнок может молчать до определённого возраста, а потом начать говорить сразу предложениями. По вашему опыту, это правда? И почему так происходит?

Да, действительно, на моей практике встречались малыши с ЗРР, которые долгое время молчали, а в один момент заговорили предложениями. Связано это, опять же, с волнообразным развитием высших психических функци: дозрела кора головного мозга, и появилась речь предложениями. Но она, как правило, не является полноценной, так как дети испытывают сложности в лексико-грамматическом аспекте речи, нарушен фонетико-фонематический слух, страдает звукопроизношение.

Каковы последствия позднего овладения речью?

Позднее овладение речью ведёт к тому, что ребёнку, так или иначе, придётся проходить коррекцию звукопроизношения со специалистом. Коррекционную работу с такими детьми проводит логопед по формированию фонетико-фонематического слуха, развитию лексики и грамматики. А самый главный отрицательный аспект позднего формирования речи – это сложности в освоении чтения и письма или проблемы с этим в школьном возрасте.

Современные дети начинают говорить позже, чем их сверстники, скажем, 10 или 20 лет назад. С чем это связано?

В последнее время действительно всё чаще и чаще встречаются дети с ЗРР. Речь малышей развивается гораздо позже. Это связано, на мой взгляд, с тем, что зачастую мы ненормированно используем различные гаджеты: смартфоны, телевизоры и планшеты. Также влияет психологический аспект, когда ребёнок в семье становится «вожаком стаи». Должно быть наоборот: ребёнок идёт за родителями. В противном случае мы получаем гиперопеку, когда вопреки всем законам эволюции малыш без жизненного опыта становится «вожаком стаи». Разговор о ситуациях, когда родители не дают ребёнку быть самостоятельным, всё делают и решают за него, тем самым, не провоцируя у крохи речь.

Вокруг такого малыша, как правило, понимающие без слов бабушки и дедушки, мама и папа, которые за него договаривают, додумывают или догадываются по жестам и движениям, что нужно крохе. В данном случае я рекомендую включать «ленивую маму», в хорошем смысле этого выражения. Мама уже не может выполнять какие-то примитивные задачи, например, надевать ребёнку носки или шорты. Мама становится непонимающей, тем самым провоцируя ребёнка на речь. Спровоцировать у ребёнка речь словами «скажи» или «попроси» невозможно. Это можно сделать, только поставив малыша в условия созревания речи, то есть включив «непонимающую маму». Других вариантов нет. Нужно понимать, что это будет для малыша выходом из привычной зоны комфорта, а это всегда ведёт к развитию.

Поделиться в соцсетях

3 thoughts on “«Мой ребёнок не говорит». Интервью с логопедом и нейропсихологом

  1. Лично я долго выискивал Ваш вебсайт. Мне его порекомендовали родители. И лишь теперь я его отыскал. Премного благодарен доле за таковой презент.

  2. Ваш взгляд на особенно необходимые для современных людей вещи заслуживает внимания. Спасибо!

  3. Я так уж крепко полюбил Ваш вебсайт, что вообще не умею просуществовать без него и недели

Comments are closed.