«Мой ребёнок не такой, как все». Как справиться с эмоциями и принять особого малыша

Появление в семье ребёнка с особыми потребностями – всегда неожиданность и стресс для родителей. Красивые картинки из мечтаний сменяются реальностью, в которой есть вы и ваш малыш с особенностями здоровья. Принять диагноз ребёнка, справиться с негативными эмоциями, понять, что делать дальше и остаться для своего малыша любящим и понимающим родителем – вот, что особо важно в этот момент. Журналист «Лабиринт 42» поговорил с опытным практикующим психологом, а также родителями особенных детей и подготовил для читателей полезный материал о том, как принять рождение ребёнка с инвалидностью.


От страха к принятию

По статистике, за последние десятилетия количество детей с инвалидностью выросло в разы. Для мамы и папы их ребёнок – всегда лучший на свете, несмотря на диагнозы и особенности. Но на принятие малыша с особыми потребностями нужно время, и это абсолютно нормально.

Психологи выделяют несколько стадий принятия болезни ребёнка:

  • Страх, гнев, поиски виновных.
  • Отрицание.
  • Депрессия.
  • Принятие.

Прожить каждую из этих стадий и прийти к последней – то, что должен сделать каждый родитель. Иногда мамы и папы «застревают» в отрицании иди депрессии. В этом случае важно вовремя обратиться за помощью к специалисту, который поможет пережить сложные моменты и прийти к принятию диагноза и новых жизненных реалий. Помните о том, что от вашего состояния и отношения к ситуации зависит и то, как будет чувствовать себя ребёнок.

«Мой ребёнок не такой, как все». Как справиться с эмоциями и принять особого малыша«Все мы хотим быть здоровыми сами и иметь здоровое потомство. Но иногда что-то идёт не так, как нам хочется. Рождается ребёнок с особенностями. Это очень сложное испытание для родителей. Их охватывает чувство обиды, беспомощности, а то и вины. С этими состояниями очень трудно справиться, но находиться в них бессмысленно. Поэтому стоит приводить, в первую очередь, себя в порядок, чтобы быть способным оказывать ребёнку полноценную помощь.

Первым шагом я рекомендую принять ситуацию, как данность. Для этого нужно избавиться и от страхов перед будущим, и от обиды, и от чувства вины. Не стоит закрываться «в четырёх стенах», нужно находить людей, которые уже прошли данный этап. Не нужно бояться обращаться к ним за помощью. Стоит найти общества, где собираются опытные родители и дети с особенностями, чтобы убедиться, что это тоже жизнь и вполне достойная. Стоит приобщать и себя, и ребёнка к обществам, где и нет особенных детей, чтобы способствовать социализации и вырабатывать привычку у других ребят относиться к сверстникам с особенностями, как к обычному явлению.

Следующий шаг — отказ от поиска виноватых. Возможно, кто-то и может быть причастен к возникновению проблем, а, может, и мы сами себя начинаем обвинять. Стоит освободиться от гнетущего чувства вины, которое никак не способствует решению проблем и благополучному развитию ребёнка. Да, хочется восстановить «справедливость», но поможет ли это?

Постарайтесь также не спрашивать, за что вам всё это. Попытайтесь переключить мышление на поиск вопроса «Для чего». Чему вы можете научиться в связи со всем происходящим, что можете понять, какой усвоить урок.

Далее задумайтесь, как минимизировать проблему. Составьте чёткий план. Если сами не можете, ищите тех, кто может помочь. Как ни странно, но попытайтесь подумать, а что хорошего никогда бы не произошло, не будь данной ситуации? Найти ответы на этот вопрос очень трудно, но возможно. Постарайтесь и у вас обязательно получится.

Да, вы оказались не в простой ситуации, но всегда можно найти желание жить и развиваться. И, я считаю, что вам, родителям, стоит развиваться, наполнять свою собственную жизнь чем-то хорошим. Не стоит делать «центром вселенной» вашего ребёнка, потому что это может привести и к вашему нервному истощению, и «боком» вылезет и для ребёнка. Всё-таки он должен усвоить, что он такой же равноправный член общества, как и другие. И не забывайте вашу родительскую задачу. А она состоит в том, чтобы ваш ребёнок жил не в максимально комфортных для себя условиях, а чтобы он становился как можно более самостоятельным, способным обеспечивать по максимуму своё самообслуживание и стремился стать полноценным членом общества, пусть и с особенностями», — говорит психолог Константин Александров.

Специалисты подчёркивают: активная и адекватная помощь малышу с особенностями начинается только тогда, когда его родители примут своего ребёнка и его диагнозы. Безусловно, это не происходит в один миг. Как правило, на принятие уходят годы.

Иногда мама может возвращаться из последней стадии в депрессию или вновь начинать искать виноватых, «перескакивая» из принятия в гнев и страх. Нужно помнить, что это нормально. Главное – быстро возвращаться в состояние спокойного, умиротворённого и готового помочь ребёнку родителя. И, конечно, самое главное – продолжать любить малыша и верить в него, несмотря ни на что.

Принятие глазами родителей особых детей

Мы попросили совета у тех, кто непосредственно столкнулся с рождением особенного ребёнка. Что помогло пережить новость об инвалидности малыша? Что стало мотивацией? Где нашли поддержку и помощь?

«Мой ребёнок не такой, как все». Как справиться с эмоциями и принять особого малыша«Мне помогло обучение. Понимание того, что происходит с ребёнком и как с взаимодействовать с этими проявлениями, сильно облегчает жизнь. Помогла работа с психологом. Потому что необходимо находиться в ресурсе и позиции взрослого, чтобы не срываться и не поддаться депрессии.

Помогли специалисты, которые качественно работают с ребёнком и учат новым навыкам.

Главная мотивация — это понимание, что кроме тебя ребёнку никто не поможет. Что он беспомощен перед этим миром и может остаться таковым на всю жизнь без специальных усилий для реабилитации и абилитации.

Поддержку можно искать везде: у родных и друзей, в соответствующих сообществах, у психолога, в соцсетях. Главное, чтобы эта поддержка была искренней и настоящей. И стараться блокировать весь негатив, потому что это личные проблемы людей, его транслирующих», — говорит Елена Сурина, у сына Андрея – аутизм.

«Мой ребёнок не такой, как все». Как справиться с эмоциями и принять особого малыша«Для того, чтобы принять, что твой ребёнок с особенностями, требуется время. Сначала ты не веришь и отрицаешь, задаёшь вопросы «почему мы?», «за что?» и непременно думаешь, что это ошибка, что мы найдём от этого лекарство. Но проходит время, и понимаешь, что твой ребёнок имеет право на счастье, на детство, пусть особое детство, но наполненное радостью, играми, яркими событиями и общением.

Главный вопрос, который помогает принять — «для чего?».

Для чего я пришла в этот мир? Для чего мне послан именно этот ребёнок? Может, я смогу что-то изменить? Я смогу подарить своему сыну счастливое детство и не только ему, я помогу другим семьям пройти этот путь.

Сейчас у моего сына Кирилла переходный возраст, когда для него тоже очень важен момент принятия. Принятия себя. Он тоже думает над вопросом: «Для чего я пришёл в этот мир?».

И если родители нашли ответ на него, то и ребёнку будет проще. Каждый приходит, чтобы любить и быть любимым. Наши дети нуждаются в любви и принятии, как никто другой. Я уверена, что если мы принимаем себя, своих детей, то и общество примет нас. А если отрицать, бороться и страдать, то, что мы хотим от окружающих.

Принимать — не значит смириться и ничего не делать. Нужно понять, что твой ребёнок нуждается в постоянной поддержке, занятиях, общении и развитии. Да, нам, возможно, труднее, но мы со всем справимся, ведь мы не зря пришли в этот мир», — говорит Анна Токарева, у сына Кирилла – ДЦП.

«Мой ребёнок не такой, как все». Как справиться с эмоциями и принять особого малыша«У меня практически не было стадии отрицания. Я видела проблемы, но, как и любая мама, надеялась на диагноз помягче. А когда узнала, что помягче не получится, всё само собой пришло. Поддержку и мотивацию лучше искать на просторах интернета, потому что далеко не все родные могут принять такую реальность.

Для меня выходом стал мой блог. Как способ донести информацию и рассказать о том, что бывает и так. Что жизнь с особым ребёнком — не радужное предприятие, а вполне суровая реальность. Но что и при этой реальности можно быть счастливым!», — говорит Юлия Сазонова, у сына Егора – нарушения психического и физического развития, сочетающиеся с аутистическим поведением.

Психологи советуют не зацикливаться на диагнозе ребёнка и ни в коем случае не забывать о себе. Ведь уверенный и счастливый родитель равно уверенный и счастливый ребёнок. Дети отлично считывают все эмоции родителей, поэтому транслируйте спокойствие, веру в себя и твёрдость духа. Также важно помнить, что многое из того, что сегодня кажется нереальным, станет возможным через какое-то время благодаря активной реабилитации и усилиям специалистов, занимающихся с малышом, а также благодаря стараниям самого ребёнка. И помните, что в ваших силах сделать мир крохи красочнее и радостнее. 

Читайте также: 5 фраз, которые хочет услышать каждая мама особого ребёнка

Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *