Диагноз «умственная отсталость» обычно повергает родителей в неприятный шок. Мамы и папы боятся, что после такого вердикта им придётся смириться с тем, что ребёнок останется несамостоятельным, не будет понимать банальных вещей и никогда не адаптируется в современном социуме. Почему это совсем не так – рассказываем вместе с детским, семейным, перинатальным психологом и телесным терапевтом Еленой Сидоровой.
Эти страшные два слова
Умственная отсталость (УО) вызывается органическим поражением головного мозга. Может быть как врождённой, так и приобретённой. Причины могут крыться во внутриутробном развитии малыша – спровоцировать УО могут инфекции и патологии матери во время беременности, родовые травмы.
Некоторые генетические и хромосомные заболевания сопровождаются умственной отсталостью – например, синдром Дауна.
«Умственная отсталость встречается довольно часто и сопровождает огромное количество синдромов. Зачастую врачи долго не называют родителям этот диагноз. А потом огорошивают: вы что, не видите, что у вашего ребёнка умственная отсталость?
Что же это такое? Это социальная дезадаптация, когда человек, скажем так, немного нестандартный. У него нарушены эмоции, речь, моторика, волевая сфера и мыслительная деятельность. Раньше этот диагноз звучал по-другому – олигофрения. Обычно мам и пап пугает то, что при умственной отсталости страдает интеллект человека. Родитель думает: всё пропало, мой ребёнок будет дураком, он ничего не сможет. Но это совсем не так», – говорит психолог Елена Сидорова.
Что должно насторожить родителя?
- Ребёнок не любознателен.
- Мыслит примитивно и поверхностно.
- Не умеет фантазировать и заниматься сюжетно-ролевыми играми.
- Имеет моторные нарушения.
- Испытывает сложности с речью: лексикон очень бедный или вовсе отсутствует речь.
- Ребёнок легко внушаем.
- Не способен к обобщению и абстрагированию.
- Не умеет выявлять закономерности и испытывает только эмоции, связанные с удовлетворением естественных потребностей.
Что же теперь будет?
Первое, о чём стоит сказать: умственная отсталость может быть разной. Тяжёлые формы УО, когда ребёнок не способен к самообслуживанию, встречаются достаточно редко.
Большинство встречающихся УО, около 75% – лёгкой формы. Это люди с нарушением абстрактного мышления, гибкости ума, имеющие проблемы с кратковременной памятью. Взрослые люди с лёгкой формой УО говорят, понимают речь, но могут делать это более медленно, чем остальные. Они работают, создают семьи и отлично живут в обществе.
«Дорогие родители, поверьте, вы наверняка встречали в своей жизни много людей с лёгкой формой умственной отсталости, и даже не подозревали об этом. Возможно, у них даже не стоит этот диагноз. Я за то, чтобы этот диагноз выставлялся в правильное время. За то, чтобы врачи не боялись говорить родителям о том, что у их малыша умственная отсталость. У нас же часто вместо этого ставят ребёнку РАС – расстройство аутистического спектра. Соответственно, терапия не та, которая нужна. Непонятно что лечим, что и зачем исправляем. Поэтому, если вы видите у малыша признаки умственной отсталости, не бойтесь задать вопросы неврологу, психологу и коррекционному педагогу.
Качество жизни ребёнка с УО можно значительно улучшить. Конечно, это большая и длительная работа. Но это возможно. Я знаю большое количество людей с этим диагнозом, которые живут полноценной жизнью. Да, они не могут прыгнуть выше головы и, например, защитить докторскую диссертацию. Но это не значит, что их жизнь хуже. Просто у них есть потолок, выше которого они не поднимутся. Но это не значит, что они не могут быть хорошими специалистами в своей области и жить счастливо», – говорит Елена.
При умеренной степени тяжести умственной отсталости человек нуждается в более тщательном контроле и помощи. Такие дети способны к самообслуживанию, но не проявляют самостоятельность. У них минимальный словарный запас: речь состоит коротких фраз. Могут быть поведенческие нарушения и задержка физического развития в раннем возрасте. Страдает эмоциональный интеллект: ребёнок не может считывать интонации и эмоции.
Тяжёлая форма УО встречается редко. В этом случае человек плохо или совсем не понимает речь. Нуждается в постоянной помощи близких людей.
При глубокой умственной отсталости у человека полностью отсутствует речь и её понимание. Сильно нарушена координация движений, отмечаются эмоциональные расстройства. Все желания таких детей направлены лишь на удовлетворение потребностей, обусловленных физиологией.
«Человеку с любой формой УО сложно адаптироваться, у него страдают внимание, память, речь, письмо. Встречается моторная неловкость. Тяжело планировать что-либо, проанализировать какие-то действия», – говорит Елена Сидорова.
Какие специалисты нужны детям с умственной отсталостью?
- Невролог. Так как УО связана с поражение головного мозга, важно наблюдаться у невролога. Врач при необходимости назначает препараты, улучшающие мозговое кровообращение, витаминные комплексы, иногда — транквилизаторы, нейролептики, гормональные средства.
- Дефектолог. Его задача – научить ребёнка социально-бытовым примитивным простым вещам, развить мыслительную деятельность и эмоциональную сферу, улучшить двигательные навыки посредством психомоторной гимнастики.
- Психолог, который будет работать с эмоциональным интеллектом ребёнка.
- Логопед, который скорректирует произношение, улучшит способность к пониманию речи.
- Массажисты и инструкторы ЛФК помогут улучшить мышечный тонус и снизить выраженность моторных нарушений.
И, конечно, важно растить особенного ребёнка в любви и понимании. Благоприятная психологическая атмосфера в семье значительно повышает эффективность медикаментозной и психокоррекционной терапии. Ребёнок, в которого верят, с которым общаются, играют, любят и принимают его любым, развивается в разы лучше.