«Сотрудников соцзащиты готовит сама жизнь»

«Лабиринт 42» продолжает рассказывать о социальных педагогах – людях, чья работа связана с помощью другим. Жительница Анжеро-Судженска Татьяна Егорова работает логопедом в МКУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями». В социальной сфере Татьяна Викторовна трудится вот уже 12 лет. В интервью нашему изданию педагог рассказала о главном в своей профессии, подготовке к работе в этой сфере и том, без чего сложно добиться хорошего результата.


Случайная встреча, изменившая жизнь

В реабилитационный центр я пришла работать в октябре 2012 года. А мой общий стаж в социальной сфере равен 12 годам. Можно ли сказать, что я кардинально поменяла профессию? Наверное, нет. И по образованию, и по призванию я — учитель. Более 10 лет посвятила себя школе: начальной и  старшей. А потом… Случайная встреча с замечательным человеком, Флюрой Мингалеевной Козюриной. Именно она является инициатором и создателем нашего реабилитационного центра. Она искала логопеда с филологическим образованием и с опытом работы в школе.

«Сотрудников соцзащиты готовит сама жизнь»

Признаюсь, было страшно. Тогда мне казалось, что и работа будет какая-то особенная, и дети другие. Но, вы знаете, дети везде одинаковые. Ждущие внимания, заботы, доброты, понимания и любви. Любить ребёнка и принимать его таким, какой он есть – это главное качество педагога и неважно, в какой он сфере работает.

Особенная работа

А вот работа действительно особенная. Это далеко не школа. Здесь нет чётких требований к подаче материала и проведению занятий. Каждое занятие – это импровизация. Каждый ребёнок – это своя история. Чтобы поставить звук, развить отражённую речь или восстановить искажённую структуру слова, или совершенствовать понимание речи ребёнка, или сформировать лексико-грамматический строй языка, нужно найти свой особенный подход к малышу, пусть даже если он и двенадцатилетний. Одного необходимо посадить за стол и приблизить занятия к школьным, другого необходимо перенести в сказку, с третьим, как дома, играем на паласе, а кого-то надо обнять, прижать и спеть песенки.  

«Сотрудников соцзащиты готовит сама жизнь»

Чтобы стать профессионалом своего дела, я в 2008-2009 годах прошла профессиональную переподготовку в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» по программе «Логопедия» и получила право на ведение профессиональной деятельности в сфере логопедии.

Где готовят сотрудников соцзащиты? Думаю, их готовит сама жизнь. Не становятся художниками, поэтами, учёными просто так, ими рождаются. Так и с людьми, работающими в социальной сфере. Нельзя научиться искренно любить, радоваться, заботиться, переживать чужую боль, как свою. Через это нужно пройти или с этим родиться.

Считаю, что основным преимуществом моей профессии является ощущение «полезности» и возможность помогать людям.

Секреты хороших результатов

Работа логопеда заключается не только в коррекции речевых нарушений, но и в знании педагогики, анатомии, медицины и психологии. Ведь причиной проблемы речи могут быть как физиологические, так и психологические нарушения. И я, как логопед, должна не только выявить эту причину, но и порекомендовать родителям специалиста, сотрудничество с которым позволит полностью избавиться от дефекта. Например, если проблема речи возникла из-за врождённого дефекта речевого аппарата, то избавиться от проблемы можно только с помощью хирургического вмешательства с последующей коррекцией речи.

«Сотрудников соцзащиты готовит сама жизнь»

Важное место в моей работе занимает сотрудничество с родителями: индивидуальные беседы, практикумы, составление памяток, буклетов, консультирование личное и на сайте МКУ «Реабилитационный центр». Помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Потому что, во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребёнка, и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим ребёнком.

Невозможно добиться хороших результатов и без активной совместной работы с воспитателями, социальными педагогами, психологами, учителями труда и музыки. Совместные беседы, обсуждения, консультации, разработка индивидуальных программ, наблюдения способствуют положительной динамике в коррекционной работе с детьми с особыми потребностями.

Мир один для всех

«Сотрудников соцзащиты готовит сама жизнь»Как обычно проходит мой рабочий день? Консультация родителей (зачастую это беседы по душам: многим надо не только дать совет, но и просто выслушать, поддержать), консультация сотрудников, работающих с детьми, и непосредственно сама работа с ребятами. Это и индивидуальные, и групповые, и логоритмические занятия. Ребята участвуют в подготовке к праздникам, в проведении литературных гостиных, в постановке театральных этюдов.

Для достижения наиболее эффективных результатов логопедической работы с детьми в 2017 году я разработала программу профилактики и преодоления речевых расстройств у детей с 3 до 6 лет путём развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой «Лексимузка».

Логоритмические занятия по программе направлены на работу с детьми, имеющими тяжёлые речевые нарушения — алалия, ринолалия, дизартрия. А в 2019 году на базе коррекционной программе «Лексимузыка» было решено открыть логоритмическую студию ранней комплексной помощи «Малышок» по профилактике преодоления речевых расстройств у детей 2-3 лет, путём развития тесной связи слова, движения и музыки.  Обязательным условием является включение родителей ребёнка с отклонениями в развитие и в коррекционно-развивающий процесс.

Совместная работа логопеда и музыкального работника позволяет делать эти занятия яркими, весёлыми, познавательными и интересными.

В 2018 году была разработана комплексная общеразвивающая программа дополнительного образования детей и подростков с ограниченными возможностями в условиях МКУ «Реабилитационный центр» для детей 4-18 лет «Мир один для всех». Раздел «Я учусь говорить» посвящен логопедии. Его содержание направлено на развитие речи.

«Сотрудников соцзащиты готовит сама жизнь»

В 2018 году на базе нашего реабилитационного центра создана интегрированная театральная студия «Росток». Ребята и сотрудники центра совместно ставят театральные этюды, участвуют в конкурсах. В 2016-м мы с моей подопечной Александрой Кураковой стали участниками VI детского театрального фестиваля-конкурса «Маленький принц-2016». А в 2019 году участвовали во II Международном фестивале инклюзивного творчества «Зимняя фантазия» в номинации художественное слово. Александра стала участницей гала-концерта. Разве это не достижение в работе?

И небольшие театральные этюды, которые мы ставим в конце каждого сезона, – это тоже достижение в работе.

Наши воспитанники неоднократно становились участниками и победителями детских творческих фестивалей, конкурсов чтецов.

Я горжусь своими подопечными, я благодарна их родителям и рада, что у меня есть такие коллеги, которые всегда поддерживают меня в моих начинаниях.

Новые цели — новые достижения

«Сотрудников соцзащиты готовит сама жизнь»Вот и сейчас мы начали работать по новому проекту «Добру откроются сердца», который в 2019 году стал одним из победителей конкурсного отбора инновационных социальных проектов и выиграл грант Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Цель проекта – качественное улучшение уровня жизни семей, проживающих на территории Анжеро-Судженского городского округа и воспитывающих детей-инвалидов с тяжёлыми и множественными нарушениями развития, через внедрение новых реабилитационных методик в деятельность учреждения

В 2019 году наша семья стала победителем городского этапа конкурса областного конкурса «Семья, экология, культура» и представила город на областном конкурсе. Получили диплом за нестандартный подход к решению экологических проблем.

Всё, чего я достигла в своей работе, получилось благодаря поддержке моей любимой семьи. Нашей семье уже 29 лет. Мой муж, Василий Петрович Егоров, шахтёр-проходчик во втором поколении, ветеран труда. Мы очень горды за нашего папу. Для меня он — верный и заботливый муж, надёжный друг, единомышленник.

У нас три замечательные дочери. Старшей Юлии 27 лет, работает в Томске. По образованию — врач клинической лабораторной диагностики, сейчас освоила и новую специализацию «врач-ПЦР». Средней Ирине 21 год, окончила Томский аграрный колледж по специальности «ветеринар», продолжила обучение в Новосибирском Государственном Аграрном университете по этой же специальности. Сейчас работает в Кемеровской области, селе Борисово, оператором искусственного осеменения и ветфельдшером. Очень любит свою профессию, городская девочка поехала в деревню. Мы только поддержали её в этом желании. Самая маленькая Катюшка, ей 8 лет, учится во 2 классе, посещает музыкальную школу и радует нас своими успехами.

Очень любим собираться семьёй. Ждём выходных, особенно Катюшка. Живём в своём доме, у нас большой огород, хозяйство: поросята, утки, куры. Много цветов и зелени. Любим народные песни. Летом, ближе к полуночи, начинают петь соловьи, а рядом дочки, зять и муж и так потихонечку затянем песню… Что ещё нужно для счастья? Всё есть, осталось только беречь.

Читайте также: «Я научилась принимать детей такими, какие они есть». Монолог социального педагога

Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *