Неизученная болезнь, ограничения, запреты, неизвестность и неуверенность – всё это способно вывести из себя кого угодно. Семьи с особыми детьми оказались в ещё более сложной ситуации, чем все остальные. Как объяснить особенному малышу все нюансы новых жизненных обстоятельств, что делать, если нервы сдают и как помочь домочадцам преодолеть все сложности и сохранить спокойствие в такое непростое время? Интервью нашему изданию дала опытный детский, семейный, перинатальный психолог и телесный терапевт Елена Сидорова. Эксперт живёт в Москве и ведёт популярный блог в Instagram, в котором рассказывает о жизни и работе и помогает мамам особенных детей. У младшего сына Елены – ДЦП. О неутомимом борце Феде и его удивительных успехах мы уже рассказывали в нашем материале.
Как объяснить ребёнку, что происходит и почему мы должны сидеть дома сейчас? Как не напугать и донести важность ситуации?
Первое, важно помнить: настрой ребёнка зависит целиком и полностью от настроя родителей. Если родители с утра до ночи смотрят удручающие новости, то сложно сохранить самообладание всем. Поэтому сначала позаботьтесь о себе. Но об этом мы ещё скажем.
Как же рассказать о том, что сейчас происходит? Это зависит от возраста вашего ребёнка и его ментального развития.
Если мы говорим о нормотипичном маленьком человеке, то помните, что дети всё значительно лучше воспринимают через игру.
Приготовьте два блюдца с водой, подкрашенной разноцветной краской, лучше, если вы будете играть в ванной. Наверняка ваш ребёнок уже болел обычным гриппом, простудой или чем-то подобным. Напомните ему о том, что он чувствовал тогда: неприятные ощущения в теле, головная боль, заложенный нос. Это позволит ребёнку использовать его личный опыт и проще понять.
К сожалению, сейчас очень много людей болеют. Мне бы тоже хотелось гулять и пойти на встречу с друзьями. Меня огорчает, что наши планы рушатся, что мы не можем делать всё, что захочется. Но болеть мне хочется ещё меньше.
Важно проговаривать чувства ребёнка и свои. Не нужно уточнять пугающие подробности, достаточно таких фраз. Если ребёнок задаст вопросы, ответьте на них спокойно, без эмоций.
Каждого из нас окружают бактерии – маленькие добрые и не очень: монстрики. У тебя свои, а у меня свои. Вот смотри.
Опустите свою ладонь в краску и дайте возможность ребёнку сделать то же самое с краской его цвета. А теперь предложите пожать вашу руку.
Видишь, наша краска перемешалась, и мои микробы оказались на твоей руке, а твои – на моей. Что будет, если я коснусь стены или ручки, а потом ты схватишься за неё? Да! Наша краска снова перемешивается, а значит и мои микробы попадают к тебе. (Можете провести этот эксперимент на нескольких поверхностях, так ребёнку будет проще). Знаешь, как мы можем очистить руки и защитить от чужих микробов? Конечно, помыть их! Если тщательно мыть руки, соблюдать правила безопасности, не подходить близко к другим людям на время карантина и ничего не трогать руками, то микробы не смогут проникнуть.
И помойте руки вместе с ребёнком от краски. Заодно объясните, почему так важно хорошо промывать руки каждый раз после прогулки с мылом. Здесь также можно провести эксперимент с перчатками. Детям нравится их надевать и снимать.
Если мы говорим об особенных детях, то здесь иногда важно просто донести новые условия жизни без подробностей. Чётко обозначая те границы, которые теперь существуют. Каждая мама сама понимает, насколько её ребенок сможет справиться с тем или иным объемом информации и, надеюсь, сможет на примере предложенной мной игры доступно объяснить, что сейчас происходит.
Что делать, если ребёнок агрессивно или просто негативно реагирует на ограничения?
Агрессия – нормальная защитная реакция всего живого. Мы либо замираем, либо убегаем, либо идём защищать себя. Также поступают дети в условиях жёстких ограничений. Потому что они воспринимают такие рамки, как угрозу их привычной и комфортной жизни. Особенно, если мы говорим о детях с нарушением сенсорного восприятия, аутистическом спектре, умственной отсталости и других ментальных нарушениях. Важно, чтобы вы не пытались подавить эти чувства в ребёнке. Они есть и заложены природой. Любое подавление в этой ситуации приведёт к ещё большей агрессии. Поэтому важно признавать чувства ребёнка. Называя словами то, что он испытывает, так малыш разделяет свои переживания с вами и находит поддержку.
Дальше важно понять, чего на самом деле боится ребёнок. Что это навсегда? Проговорите, что скоро всё будет по-прежнему. Что мама заболеет? Обсудите и этот вопрос.
Не перебарщивайте с количеством экранного времени. Старайтесь ограничивать время гаджетов, телевизора, планшета и ноутбука, как и прежде.
Но чаще всего такая агрессия связана с невозможностью полноценно выплёскивать накопившуюся энергию в теле привычным образом – через движение. Плюс недостаток кислорода сказывается естественным образом. Увы, дети до 6-7 лет не могут справляться со своими эмоциями чисто физиологически, их мозг ещё не созревший, а ребята с особенностями развития – ещё позже. Поэтому давайте разрядку ребёнку в физическом плане как можно больше.
Если есть возможность освободить комнату, то сделайте это сейчас максимально. Уют и красоту вы всегда сможете навести. Поощряйте любые подвижные игры. Бой подушками – один из лучших способов снятия напряжения. Баскетбол свёрнутыми носками, полоса препятствий из подушек… всё это даст выплеск эмоциям.
А ещё сказывается недостаток сенсорного опыта. За день в саду, школе или на улице ребёнок получал много новых стимулов, прикасаясь к разным поверхностям, слыша разные звуки, видя разные лица и цвета. Поэтому старайтесь предлагать ребёнку разные сенсорные материалы. Не нужно для этого что-то специально покупать. Разрешите ребёнку поиграть с кучей постельного белья, попросите разложить крупы по банкам: всё это очень просто, но даёт прекрасный результат.
И помните, что ребёнку нужно время для выработки привычки и привыкания к новой среде. Будьте спокойны и уверенны. И тогда ребёнок будет с вами в гармонии.
Ну и, наверное, самое сложное: просто примите, что вашему ребёнку сейчас очень тяжело. Во много раз сложнее, чем вам, потому что его мир перевернулся с ног на голову и такого опыта у него ещё не было.
Как быть, если ребёнку по здоровью нужна постоянная реабилитация, а сейчас она приостановлена?
Да, сейчас эта проблема стоит очень остро. В реабилитации детей остановка на столь длительный срок сравнима катастрофе. Поэтому работа должна продолжаться.
Некоторые медицинские центры продолжают реабилитацию, но, увы, не все. И нет возможности поехать в другие города на лечение. Поэтому маме приходится включаться в процесс самой.
Многие специалисты сейчас проводят часть занятий онлайн. Если вашему ребёнку это под силу, то продолжайте занятия в новом формате.
К примеру, физическая реабилитация невозможна онлайн, но можно получить консультацию уже знакомого вам специалиста, который видел вашего ребёнка и работал с ним. Он подскажет, какие упражнения подойдут именно вашему ребёнку и как правильно их выполнять. Не стоит самим брать упражнения из сети и пробовать что-то делать наобум. При неправильном выполнении упражнением вы можете усугубить ситуацию. Поэтому лучше взять одну индивидуальную платную консультацию, чем потом пожалеть об упущенном времени.
Как маме помочь себе освоиться в новой обстановке, когда её ребёнок с особенностями находится в замкнутом пространстве 24 на 7 и, возможно, имеют место срывы с обеих сторон?
Срывы, конечно, возможны. Здесь двоякая ситуация. С одной стороны, для некоторых мам особенных детей вообще ничего не изменилось, так как они и без карантина редко выходили из дома.
Но другие оказались наедине с ребёнком так надолго, пожалуй, впервые. В некоторых случаях только сейчас, находясь наедине со своим ребёнком родителе в полной мере оценили его состояние. Без специалистов, без помощи и без учреждений. И не для всех это принятие происходит гладко. Здесь важно помнить, что существуют телефоны доверия, бесплатные психологи и, главное, не оставаться наедине со своими мыслями о будущем.
Также, как и ребёнку, вам нужна физическая и психическая разрядка. Находите время на движения – разминку, танцы: то, что вам нравится. Балуйте себя масками, уходом, приятной одеждой. Достаньте красивую посуду, даже если это будет одна чашка или бокал, но она будет поднимать ваше настроение идеально.
Помните, вы не можете принадлежать ребёнку 24 часа в сутки. Тогда ваша батарейка быстро сядет и некому будет его подпитывать. В ваших сутках должно быть время, когда вы будете делать то, что нравится именно вам. Если вы не выносите игру в машинки, то от того, что вы будете снова и снова в неё играть, никому весело не будет. Но если вы пятнадцать минут будете печь пирог, как вам хочется, то потом, довольная, с большим интересом подключитесь к играм малыша.
Никогда не отказывайтесь от помощи и, если вас отпускают на прогулку/отдохнуть, не висните в интернете. Сделайте что-то приятное для себя. И это вернется огромным теплом и радостью для всей семьи.